Студия дизайна «Разумный подход» Владимира Соловьёва, podhod.ru

Принцип гипертекста

Владимир Соловьёв

Ссылки надо всегда правильно выделять цветом и подчёркиванием. Ссылки своим содержанием должны объяснять, куда они приведут.


Цвет

Ссылки должны проявлять заложенную в них функциональную интерактивность. Ссылки умеют выделяться цветом при наведении курсора, при нажатии и в том случае, когда мы уже были там, куда ведёт ссылка. Следует обязательно использовать эти предусмотренные возможности. Не из-за того, что это красиво (хотя это красиво), а из-за того, что это помогает ориентироваться пользователю в том, что происходит, и к чему это приведёт.

Подчёркивание

Сплошное подчёркивание даёт понять, что ссылка ведёт на другую страницу. Такую ссылку пользователь может открыть в новом окне, чтобы иметь на виду эту и следующую страницы. Пунктирное подчёркивание сообщает о том, что возможность открыть эту ссылку в новом окне не предусмотрена — нажатие на неё покажет дополнительную информацию, но то, что отображается сейчас, не пропадёт, поскольку событие произойдёт без перезагрузки страницы.

Содержание

Если есть возможность помочь пользователю узнать подробнее о чём-либо, упомянутом в тексте, или перейти к каким-то конкретным действиям, то необходимо поставить для этого ссылку. При этом необходимо правильно выбирать слова для ссылки. Выбранные слова должны сообщать о том, куда они приведут, как можно более чётко. Так, ссылки, использующиеся в меню, должны быть заголовками разделов, на которые они ведут.

Не стоит в угоду внешнему виду и собственному желанию отбирать у ссылок подчёркивание, цветовую окраску и смысловое содержание. Большинство пользователей привыкли видеть ссылки, оформленные именно по этим правилам, а ведь гипертекст составлен именно для пользователей.

Можно поспорить

Бывают исключительные сайты, на которых буквально каждое слово является ссылкой. В этом случае подчёркивания превращаются в громоздкий визуальный шум. В этом случае можно не использовать подчёркивание, но, тем не менее, нужно обязательно отделять простые слова от ссылок стилем, цветом, местоположением или другими способами.

Встречаются ссылки, которые открываются сами по себе в новом окне. Для пользователя это достаточно серьёзное вторжение в его частную жизнь. Если избежать этого по каким-то причинам нельзя, стоит предупредить пользователя об открытии нового окна.

Можно поставить перед ссылкой иконку или написать пояснение: «Откроется в новом окне».

Есть традиция выделять точечным подчёркиванием термины и аббревиатуры. К таким словам пользователю предлагается подвести курсор, чтобы увидеть всплывающую подсказку с описанием термина или расшифровкой аббревиатуры. Есть две причины, по которым не стоит использовать этот приём. Во-первых, это говорит о том, что текст составлен неправильно, и лучше его переписать. А во-вторых, это вынуждает пользователя на тормозящее динамику действие: навести курсор и подождать.

Помечтать

Я считаю, что сложившаяся традиция оформления ссылок — использование одновременно подчёркивания и выделения цветом — не очень удачна. В особых случаях возникает желание избежать того или другого. Мне представляется более удобным для повсеместного применения и более эстетичным вариантом выделение ссылок цветом фона. Как, например, при выделении маркером на листе бумаги:

За последние полгода в студии дизайна «Разумный подход» были разработаны сайты для туристического оператора, ивент-компании и архитектурного бюро. Другие примеры веб-дизайна можно посмотреть в портфолио.

Но, к сожалению, против коллективного бессознательного не попрёшь.